Общество с ограниченной ответственностью "Мон Ами" 22.04.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2016 г. по делу N А48-1595/2016

Резолютивная часть судебного акта объявлена 19 апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2016 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Володина А.В. при ведении протокола заседания суда секретарем судебного заседания Качко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Орловской области (г. Орел, пл. Ленина, д. 1, ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) к обществу с ограниченной ответственностью "Мон Ами" (г. Орел, ул. Матросова, д. 9, пом. 95, ИНН 5753057862, ОГРН 1125740002541) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, при участии: от заявителя - представитель Киреева М.П. (доверенность от 21.01.2016 N 62-01-21/195); представитель Лялюхина А.Н. (доверенность от 12.04.2016 N 62-01-21/1482/1); от ответчика - генеральный директор Гостенкова А.Н. (паспорт); В судебном заседании 19 апреля 2016 года в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 19 апреля 2016 года до 16 час. 00 мин.

установил:

Департамент здравоохранения Орловской области (далее - заявитель, Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мон Ами" (далее - ответчик, ООО Мон Ами", Общество, юридическое лицо) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование требования заявитель указал, что в ходе проведения плановой документарной проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении специализированной медицинской деятельности ООО Мон Ами", по адресу: 302028, Орловская область, г. Орел, ул. Матросова, д. 9, лит. А, пом. 94, отделом лицензирования отдельных видов деятельности Департамента были выявлены нарушения пп. б, в, д, и п. 4, п. п. а, б, в п. 5 лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Ответчик, требования заявителя признал частично за исключением вменения нарушения п. п. д. п. 4 и п. п. б. п. 5 лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 137 АПК РФ, учитывая определение от 29.03.2016 г. по настоящему делу, 19.04.2016 г. судом было вынесено протокольное определение о завершении предварительного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Мон Ами" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1125740002541.

Как следует из материалов дела, ответчику 05.12.2012 г. Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области была выдана лицензия N ЛО-57-01-000517 N ЛО-57-01-000504, на осуществления медицинской деятельности по адресу: 302028, Орловская область, г. Орел, ул. Матросова, д. 9, лит. А, пом. 94: "При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (терапевтической)".

На основании приказа исполняющего обязанности руководителя Департамента от 20.02.2016 г. N 164 начальником отдела лицензирования отдельных видов деятельности Лялюхиной А.Н., заместителем начальника отдела лицензирования отдельных видов деятельности Департамента Постовым Т.Ю., главными специалистами отдела лицензирования отдельных видов деятельности Мишиной Ю.В. и Комаровой Г.И. проведена плановая документарная проверка соблюдения ООО Мон Ами" лицензионных требований при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии. С приказом от 20.02.2016 г. N 164 генеральный директор Общества Гостенкова А.Н. ознакомлена 29.02.2016 г., о чем свидетельствует подпись указанного лица.

По результатам проверки 09.03.2016 г. составлен акт N 18/16/М-пл, кроме того 15.03.2016 г. в присутствии законного представителя юридического лица заместителем начальника отдела лицензирования отдельных видов деятельности Департамента Постовым Т.Ю. был составлен протокол N 16 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в указанных процессуальных документах зафиксированы следующие нарушения:

- нарушения пп. "б" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части отсутствия дерматоскопа и документов, подтверждающих принадлежность его на праве собственности или на ином законном основании, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) по "косметологии";

- нарушения пп. "в" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части отсутствия у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье");

- нарушения пп. "д" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части отсутствия лицензии на работы (услуги) по "сестринскому делу в косметологии", которые оказывает "Эстетист по телу" Серегина Светлана Ивановна - специалист, имеющий дополнительное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в косметологии";

- нарушения пп. "и" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части отсутствия врачебной комиссии для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

- нарушения пп. "а" п. 5 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части не соответствия оснащения медицинским оборудованием косметологического кабинета ООО "Мон Ами" стандарту оснащения;

- нарушения пп. "б" п. 5 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части наличия лекарств с истекшим сроком годности;

- нарушения пп. "в" п. 5 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части не соблюдения ООО "Мон Ами" условий предоставления платных медицинских услуг:

- в доступной форме не размещена информация о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год;

- отсутствует адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию:

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (на стенде ООО "Мон Ами" размещены сведения об уровне профессионального образования лишь одного из 3-х штатных работников (Минаковой Л.Н.) При составлении протокола об административном правонарушении от 15.03.2016 г. 16 ответчику были разъяснены права и обязанности, о чем имеется соответствующая подпись в протоколе, копия протокола им получена, о чем так же свидетельствует соответствующая подпись протоколе.

Поскольку в соответствии с абз.3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, Департамент обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Департамент здравоохранения полномочен составлять протоколы об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в силу ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 12 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Постановления Правительства Орловской области от 20.02.2015 г. N 80 "Об утверждении Положения об отделе лицензирования отдельных видов деятельности Департамента здравоохранения Орловской области".

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";

у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

г) наличие у лиц, указанных в пп.в настоящего пункта, стажа работы по специальности:

не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным ст. 15, ст. 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов";

намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным ст. 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, - установленным ст. 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 года N 381 н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология" (Приложению N 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "косметология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 381н) косметологический кабинет должен быть оснащен дерматоскопом.

Проверкой установлено и не отрицается ответчиком, что в косметологическом кабинете ООО Мон Ами" отсутствует дерматоскоп и документы, подтверждающие принадлежность его на праве собственности или на ином законном основании, необходимый для выполнения заявленных работ (услуг) по "косметологии".

Таким образом, ответчиком нарушены положения пп. "б" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.

При проведении проверки ООО Мон Ами" представлены приказ о вступлении в должность генерального директора ООО "Мон Ами" А.Н. Гостенковой от 01 августа 2013 года N 01.

В соответствии с представленным штатным расписанием на 2015 и 2016 гг. ООО "Мон Ами" в медицинской организации должность заместителя генерального директора по медицинской части не предусмотрена.

Также в ООО "Мон Ами" отсутствует договор на оказание услуги по организации здравоохранения и общественному здоровью с иной медицинской организацией.

При этом документы, подтверждающие наличие у руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", не представлены, что свидетельствует о неисполнении Обществом требования пп.в п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

В силу статьи 87 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах: государственного, ведомственного, внутреннего контроля.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; 2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций; 3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; 4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; 5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Так, в ходе проверки установлено что, в ООО "Мон Ами" для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности врачебная комиссия отсутствует.

Таким образом, ответчиком допущено нарушение пп. "и" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.

В ходе проведения проверки представлено штатное расписание на 2015 и 2016 гг., в котором предусмотрена одна должность врача-косметолога, должность занята специалистами (врачом- косметологом Минаковой Л.В. - 0,5 ставки и врачом-косметологом Грицан М.В. - 0,5 ставки).

На врача-косметолога Минакову Л.В. представлены: трудовой договор N б/н; документы о профессиональном образовании, соответствующие требованиям и характеру выполняемых медицинских работ (услуг) по косметологии.

На врача-косметолога Грицан М.В. представлены: трудовой договор N б/н; документы о профессиональном образовании, соответствующие требованиям и характеру выполняемых медицинских работ (услуг) по косметологии.

В структуре косметологического кабинета ООО "Мон Ами" предусмотрены: кабинет врачебного приема; манипуляционный кабинет.

В Кабинете врачебного приема проводится: консультирование пациентов; обследование пациентов (с проведением дерматоскопии; измерения количества поверхностного сала и активности сальных желез - себуметрии; исследования десквамации, пигментации, трансдермальной потери жидкости, эластичности кожи; рН-метрии кожи; профилографии, ультразвукового исследования эпидермиса, дермы, гиподермы, сосудов кожи и подкожной клетчатки, поверхностных мышц).

В манипуляционном кабинете, согласно представленному прейскуранту цен, проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; косметологическая чистка лица; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный).

Проведена проверка оснащения кабинета врача-косметолога согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 года N 381 н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология".

Однако в ходе проведения проверки обнаружено, что оснащение медицинским оборудованием косметологического кабинета ООО "Мон Ами" не соответствует стандарту оснащения в части отсутствия дерматоскопа, что не отрицается ответчиком.

Таким образом, ответчиком допущено нарушение пп. "а" п. 5 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.

С 1 января 2013 года оказание платных медицинских услуг регламентировано Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 года N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Проверкой установлено, что ООО "Мон Ами" в соответствие с вышеуказанным Постановлением, договора на оказание платных медицинских УСЛУГ не заключаются, что является нарушением п. 16 части IV Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 года N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", не берется информированное добровольное согласие пациента предоставляемые медицинские услуги, что является нарушением п. 28 части V Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

ООО "Мон Ами" не соблюдаются условия предоставления платных медицинских услуг:

- в доступной форме не размещена информация о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год;

- отсутствует адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию:

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (на стенде ООО "Мон Ами" размещены сведения об уровне профессионального образования лишь одного из 3-х штатных работников (Минаковой Л.Н.), что является нарушением п. 11 части III Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

По поводу вменения ответчику нарушения пп. "д" п. 4 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части отсутствия лицензии на работы (услуги) по "сестринскому делу в косметологии", которые оказывает "Эстетист по телу" Серегина Светлана Ивановна - специалист, имеющий дополнительное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в косметологии" суд считает необходимым отметить следующее.

В ходе проведения проверки представлено штатное расписание на 2015 и 2016 гг., в котором предусмотрена одна должность врача-косметолога, должность занята специалистами (врачом-косметологом Минаковой Л.В. - 0,5 ставки и врачом-косметологом Грицан М.В. -0,5 ставки).

На врача-косметолога Минакову Л.В. представлены: трудовой договор N б/н; документы о профессиональном образовании, соответствующие требованиям и характеру выполняемых медицинских работ (услуг) по косметологии.

На врача-косметолога Грицан М.В. представлены: трудовой договор N б/н; документы о профессиональном образовании, соответствующие требованиям и характеру выполняемых медицинских работ (услуг) по косметологии.

При проведении проверки выявлено, что в ООО "Мон Ами" оказывает медицинские услуги "Эстетист по телу" Серегина Светлана Ивановна - специалист, имеющий дополнительное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в косметологии".

Данный факт, по мнению заявителя, подтверждается представленной должностной инструкцией "Эстетиста по телу" Серегиной С.В. с ее отметкой об ознакомлении от 01.12.2014 года, штатным расписанием на 2015 и 2016 гг. (копии прилагаются), а также пояснительной запиской Генерального директора ООО "Мон Ами" Гостенковой А.Н. (прилагается).

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" право на занятие медицинской деятельностью в РФ предоставляется лицам, получившим высшее или среднее медицинское образование, диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (действующим с 01.05.2012 года), определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, в который включены, в том числе, работы (услуги) по "сестринскому делу в косметологии".

Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. В силу пункта 1 названных Требований указанные работы (услуги) применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.

Таким образом, из приведенных норм следует, что работы (услуги) по "сестринскому делу в косметологии" относятся к медицинским услугам, подлежащим лицензированию.

В связи с этим, по мнению заявителя, ООО "Мон Ами" необходимо переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в связи с изменением перечня выполняемых работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, ранее не указанных в лицензии. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии;

Данные выводы административного органа суд считает несостоятельными, так как Серегина Светлана Ивановна работала в качестве специалиста в должности "Эстетист по телу", а не специалистом по специальности "Сестринское дело в косметологии".

Наличие дополнительного профессионального образования по специальности "Сестринское дело в косметологии" не свидетельствует о том, что данный специалист работает в данном качестве.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказано наличие у ответчика юридической обязанности по переоформлению лицензии на осуществление медицинской деятельности согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Кроме того суд так же считает необоснованным вменения ответчику нарушения пп. "б" п. 5 Постановления правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 в части наличия лекарств с истекшим сроком годности в связи с тем, что заявителем не доказано, что лекарственные средства использовались ответчиком в ходе осуществления своей деятельности.

Таким образом, относительно вмененных нарушений пп. б, в, и п. 4, п. п. а, в п. 5 лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 ООО "Мон Ами" имело возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, что не отрицается ответчиком, в связи с чем, в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу п. 1 примечания к ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп.а, пп.б, пп.в(1) п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Часть 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

По смыслу ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления лицензируемой деятельности. Состав данного административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ответчиком к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Несоблюдение установленного Положением о лицензировании медицинской деятельности требования о наличии у соответствующих руководителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", о наличии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан отнесено Правительством Российской Федерации к грубым нарушениям лицензионных требований при ведении медицинской деятельности. Аналогичный вывод содержит Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. N 302-КГ14-2669 по делу N А33-11226/2013.

Однако при принятии решения по настоящему делу в части назначения ответчику административного наказания суд руководствовался следующим.

В силу части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П указал, что суд вправе снизить размер штрафа ниже низшего предела, если наложение административного штрафа в установленных в соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Принимая во внимание, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (доказательств обратного суду не представлено), признало совершение выявленного нарушения, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие в них сведений о тяжелых последствиях допущенного ответчиком правонарушения, арбитражный суд считает, что наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не будет отвечать целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав ответчика, в связи с чем, в силу исключительности рассматриваемого случая, считает возможным снизить размер административного штрафа до 50 000 руб.

Таким образом, арбитражный суд считает необходимым привлечь ООО "Мон Ами" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Мон Ами" (г. Орел, ул. Матросова, д. 9, пом. 95, ИНН 5753057862, ОГРН 1125740002541) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Штраф перечислить по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.

ИНН: 5753040026, КПП: 575301001, Реквизиты лицевого счета: 04542000060, Расчетный счет: 40101810100000010001, БИК: 045402001, ОКАТО: 54401000000, ОКТМО: 54701000001, ОКПО: 95753370, ОГРН:1065753011500 КБК доход 010: 11690020020000140, Документ об уплате штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить арбитражному суду.

В случае отсутствия сведений об уплате административного штрафа добровольно в установленный законом срок со дня вступления решения суда в законную силу, решение на основании ст. 32.2 КоАП РФ направляется судебному приставу - исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью. 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение десяти дней со дня его принятия

Судья А.В.ВОЛОДИН